Думается, что первая питерская баня, которая конечно не сохранилась, и была первым сооружением построенным русскими людьми среди чухонских изб на невской земле. В 1703 году бани в Петербурге дозволялось строить всем, пошлин за подобное строительство не назначали и единственным условием было то, чтобы бани ставились подальше от других построек. Впрочем, это условие испокон веков и так соблюдали, гореть никому не хотелось. Но налоговое счастье длилось недолго. Царь Петр деньги считать умел и любил, нефтью и газом тогда еще казна не приростала, поэтому помимо монополии на водку царь-государь искал дополнительные источники дохода. В 1704 году был издан мудрый указ, согласно которому денежный сбор собирался с каждой общественной и домовой бани. Но будем справедливы, государство тогда было адекватное, и поощряло строительство тех объектов, которые могли быть полезными казне. Или хотя бы палки не вставляло в колеса, что тоже само по себе уже неплохо.
После недолгого законотворчества и законопоправления в 1705 году пришли к простой формуле - есть с бани доход 50 рублей в год и более - брать с нее рубль, со всех остальных по 15 копеек. Т.е. максимальная налоговая ставка с бани была 2%. Эх, куда ушли те времена...
Впрочем, по наблюдениям современников в те времена банный налог составлял значительную часть государственного бюджета. Думается, происходило это потому, что все собранные средства до казны доходили. Правильный был царь Пётр.
Бани в те времена были простые, а вот люди в них бывали разные. Те, что побогаче, могли себе позволить оставить у банщика одежду, заплатив копейку-две, пользоваться своим или купленным мылом, разжиться веником. Те что победнее, ходили в баню компанией, и пока одни мылись оставленными буржуями обмылками, другие сторожили одежду и ждали своей очереди.
Профессию банщика и парильщика осваивали с малых лет и доходили в ней до совершенства.
Баню истопить - дело совсем не простое, как может показаться. А ведь надо и дрова наколоть и дорожки зимой песком - золой посыпать, и дежурить по очереди и людей мыть-парить, мозоли резать, медом и солью толстячков мазать, спины недужным править. В общем, на сон если часов с пяток наберется - и на том спасибо. Не дать не взять, прямо современный китайский рабочий - покой нам только снится.
Да и в отношении оплаты труда - не современные права трудящихся Евросоюза. Зарплаты совсем не полагалось, жили на чаевые и подаяния. Причем с этих денег надо было еще отстегнуть владельцу бани (тому, кто как раз получку и не платил), оставшееся складировалось в общую кучу и делилось поровну. А ведь еще и в родную деревню надо было денежку отправить. В общем, не банное хозяйство , а современный колхоз гастарбайтеров.
Впрочем, повторимся, не так все было и мрачно в
банном бизнесе в те времена. Государство старалось поддерживать эти заведения, шло навстречу и вообще все тогда было именно для малого бизнеса, а не вопреки ему.
А вдохновителем такого хорошего отношения к баням, конечно, можно считать Петра I. Царь был самым яростным поклонником русской бани и считал что для русского человека баня - самое главное и единственное средство от всех недугов. Впрочем, русский народ придерживался такого же мнения.
Общественные бани в те времена работали четыре дня в неделю: по понедельникам, вторникам, четвергам и субботам. По большим церковным праздникам бани были закрыты. Топились бани два раза в день - утром и вечером. Естественно, от постоянного поддавания каменка быстро остывала.